Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Персоналии и культура
1.  
i

Ини­ци­а­то­ром и ос­нов­ным про­вод­ни­ком аг­рар­ных ре­форм в Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. был:

1) П. Кур­лов
2) М. Во­ло­вич
3) П. Ки­се­лев
4) М. Му­ра­вьев
2.  
i

Аг­рар­ную ре­фор­му в го­су­дар­ствен­ной де­рев­не в се­ре­ди­не XIX в. про­во­дил:

1) П. Ки­се­лев
2) И. Ле­ле­велъ
3) М. Му­ра­вьев
4) Ф. Савич
3.  
i

Уро­же­нец Бе­ла­ру­си, кни­го­пе­чат­ник, ко­то­рый жил в Ам­стер­да­ме, был сто­рон­ни­ком Петра I, на­пи­сал более 20 книг и учеб­ни­ков по ис­то­рии, ариф­ме­ти­ке, аст­ро­но­мии и на­ви­га­ции:

1) Илья Ко­пи­е­вич
2) Ге­ор­гий Ко­нис­ский
3) Адам На­ру­ше­вич
4) Мар­тин По­чо­бут-Од­ля­ниц­кий
4.  
i

Пер­вый в Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей ос­но­вал в 1842 г. в Ло­гой­ске:

1) Я. Чечот;
2) К. Тыш­ке­вич;
3) В. Сы­ро­ком­ля;
4) А. Миц­ке­вич.
5.  
i

Опре­де­ли­те ка­то­ли­че­ское выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние, ко­то­рое дей­ство­ва­ло на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в 1812—

1820 гг.:

1) Ви­лен­ская ме­ди­ко-хи­рур­ги­че­ская ака­де­мия;
2) По­лоц­кая иезу­ит­ская ака­де­мия;
3) Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут;
4) Мо­ло­деч­нен­ская учи­тель­ская се­ми­на­рия.
6.  
i

В 1839 г. на По­лоц­ком цер­ков­ном со­бо­ре было при­ня­то ре­ше­ние о лик­ви­да­ции на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си:

1) ор­де­на иезу­и­тов;
2) ка­то­ли­че­ской церк­ви;
3) уни­ат­ской церк­ви;
4) пра­во­слав­ных епар­хий;
5) цер­ков­но-при­ход­ских школ.
7.  
i

Опре­де­ли­те фа­ми­лию ав­то­ра по­ло­не­за «Про­ща­ние с Ро­ди­ной» и не­ре­а­ли­зо­ван­но­го плана ав­то­но­мии ВКЛ в со­ста­ве Рос­сии:

1) П. Баг­рим
2) Е. Кар­ский
3) Ф. Савич
4) М. К. Огин­ский
8.  
i

Пер­вое на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си выс­шее аг­ро­но­ми­че­ское учеб­ное за­ве­де­ние было от­кры­то в го­ро­де:

1) Пин­ске
2) Мо­ло­деч­но
3) Ту­ро­ве
4) Горки
9.  
i

Ха­рак­тер­ной чер­той в раз­ви­тии ис­кус­ства на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в конце XVIII  — пер­вой по­ло­ви­не XIX в. стало со­че­та­ние сти­лей:

1) ба­рок­ко и ро­ко­ко
2) ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го
3) клас­си­циз­ма и ро­ман­тиз­ма
4) ре­а­лиз­ма и мо­дер­на
10.  
i

Пер­вый на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей был ос­но­ван в 1842 г. в го­ро­де:

1) Орше
2) Ло­гой­ске
3) Мо­зы­ре
4) Смо­лен­ске
11.  
i

Опре­де­ли­те на­зва­ние про­из­ве­де­ния, ав­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся пред­став­лен­ный на порт­ре­те де­я­тель бе­ло­рус­ской куль­ту­ры пер­вой по­ло­ви­ны XIX в.:

1) «Венок»
2) «Бон­да­ров­на»
3) «Шлях­тич За­валь­ня, или Бе­ла­русь в фан­та­сти­че­ских рас­ска­зах»
4) «Сымон-му­зы­кант»
12.  
i

Из­вест­ный ху­дож­ник ис­то­ри­че­ско­го жанра в Бе­ла­ру­си вто­рой по­ло­ви­ны XIX в., участ­ник вос­ста­ния 1863—1864 гг., автор кар­ти­ны «По­хо­ро­ны Ге­ди­ми­на»  — это:

1) М. Ко­я­ло­вич
2) К. Аль­хи­мо­вич
3) М. Шагал
4) Е. Кар­ский
13.  
i

В 1848 г. пер­вый в Рос­сий­ской им­пе­рии зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут был от­крыт в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
14.  
i

Пред­став­лен­ный на фо­то­гра­фии ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник XIX в.  — это:

1) Ви­лен­ский же­лез­но­до­рож­ный вок­зал в Мин­ске
2) го­род­ская ра­ту­ша в Мин­ске
3) дво­рец Ру­мян­це­вых-Пас­ке­ви­чей в Го­ме­ле
4) дом-усадь­ба Вань­ко­ви­чей в Мин­ске
15.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ак­тив­ный участ­ник пер­вых тай­ных об­ществ. Друг А. Миц­ке­ви­ча. Один из пер­вых со­би­ра­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей бе­ло­рус­ско­го фольк­ло­ра в пер­вой по­ло­ви­не XIX в., поэт, ко­то­рый издал 6 фольк­лор­ных пе­сен­ных сбор­ни­ков. Счи­та­ет­ся, что он пер­вым ис­поль­зо­вал в бе­ло­рус­ских текстах букву «ў».

16.  
i

Пер­вое в Рос­сий­ской им­пе­рии выс­шее аг­ро­но­ми­че­ское учеб­ное за­ве­де­ние  — зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут  — дей­ство­ва­ло в 1848—1864 гг. в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
17.  
i

Дво­рец-усадь­ба Ру­мян­це­вых-Пас­ке­ви­чей  — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры клас­си­циз­ма  — был по­стро­ен в конце XVIII  — на­ча­ле XIX в. в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
18.  
i

В 1812−1820 гг. иезу­ит­ская ака­де­мия дей­ство­ва­ла в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
19.  
i

Центр учеб­но­го окру­га (об­ра­зо­ван в 1803—1804 гг.), в ко­то­рый до 1824 г. вхо­ди­ли все бе­ло­рус­ские учеб­ные за­ве­де­ния, на­хо­дил­ся в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
20.  
i

В Мо­ло­деч­но в 1864 г. была от­кры­та пер­вая на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии:

1) учи­тель­ская се­ми­на­рия
2) част­ная ху­до­же­ствен­ная школа
3) бе­ло­рус­ская гим­на­зия
4) зем­ле­дель­че­ская школа
21.  
i

Опре­де­ли­те фа­ми­лию бе­ло­рус­ско­го пи­са­те­ля, ко­то­рый счи­тал язык ос­но­вой нации и при­зы­вал: «Не пакідайце ж мовы нашай бе­ла­рус­кай, каб не ўмёрлі!..»:

1) Ф. Бо­гу­ше­вич
2) А. Смо­лич
3) В. Иг­на­тов­ский
4) И. Но­со­вич
22.  
i

К ар­хи­тек­тур­но­му стилю мо­дерн от­но­сит­ся:

1) Свято-Вос­кре­сен­ский собор в Бо­ри­со­ве
2) го­сти­ни­ца «Ев­ро­па» в Мин­ске
3) кап­ли­ца кня­зей Пас­ке­ви­чей в Го­ме­ле
4) ко­стел Свя­то­го Роха в Мин­ске
23.  
i

Опре­де­ли­те бе­ло­рус­ский город, в ко­то­ром в 1864 г. была от­кры­та пер­вая на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии учи­тель­ская се­ми­на­рия:

1) Ло­гойск
2) Горки
3) Виль­на
4) Мо­ло­деч­но
24.  
i

Уче­ный вто­рой по­ло­ви­ны XIX  — на­ча­ла XX в. Я. Кар­ский яв­ля­ет­ся ав­то­ром трех­том­но­го эт­но­гра­фи­че­ско­го из­да­ния:

1) «Вя­зан­ка»
2) «Бе­ло­ру­сы»
3) «Дудка бе­ло­рус­ская»
4) «Крат­кая ис­то­рия Бе­ла­ру­си»
25.  
i

Со­зда­ние про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра в Бе­ла­ру­си свя­за­но с де­я­тель­но­стью:

1) В. Ла­стов­ско­го
2) И. Буй­ниц­ко­го
3) М. Ко­я­ло­ви­ча
4) Ф. Бо­гу­ше­ви­ча
26.  
i

Опре­де­ли­те год ос­но­ва­ния пер­во­го Бе­ло­рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го музея в Ло­гой­ске:

1) 1842 г.;
2) 1855 г.;
3) 1901 г.;
4) 1914 г.
27.  
i

В об­ра­зо­ва­тель­ной си­сте­ме Бе­ла­ру­си пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. до­ми­ни­ро­вал язык:

1) бе­ло­рус­ский
2) ла­тин­ский
3) поль­ский
4) рус­ский
28.  
i

Пер­вая в Рос­сий­ской им­пе­рии лан­ка­стер­ская школа вза­им­но­го обу­че­ния была от­кры­та в 1819 г. в име­нии:

1) графа С. Зо­ри­ча в Шкло­ве
2) графа Н. Ру­мян­це­ва в Го­ме­ле
3) М. Огин­ско­го в де­рев­не За­ле­сье на Смор­гон­щи­не
4) В. Вань­ко­ви­ча в Мин­ске
29.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми де­я­те­лей куль­ту­ры и науки Бе­ла­ру­си пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. и их фа­ми­ли­я­ми:

A)  ис­сле­до­ва­тель бе­ло­рус­ско­го фольк­ло­ра, в текстах пе­сен­ных сбор­ни­ков ко­то­ро­го впер­вые по­яви­лась буква бе­ло­рус­ско­го ал­фа­ви­та «у»

Б)  бе­ло­рус­ский уче­ный, по ини­ци­а­ти­ве ко­то­ро­го в 1855 г. был со­здан Ви­лен­ский музей древ­но­стей

B)  ис­сле­до­ва­тель во­сточ­но­сла­вян­ской и бе­ло­рус­ской ми­фо­ло­гии, эт­но­граф, ко­то­рый в 1842 г. ос­но­вал в Ло­гой­ске пер­вый в Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей

Г)  один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей ис­то­рии, уст­но­го

на­род­но­го твор­че­ства и языка бе­ло­рус­ско­го на­ро­да,

из­вест­ный как автор очер­ков «Пу­те­ше­ствие по По-

лесью и бе­ло­рус­ско­му краю»

1) Павел Шпи­лев­ский

2)  Кон­стан­тин Тыш­ке­вич

3)  Ев­ста­фий Тыш­ке­вич

4)  Ян Чечот

1) А4БЗВ2Г1
2) АЗБ4В1Г2
3) А2БЗВ1Г4
4) А4Б2В1ГЗ
30.  
i

Пред­став­лен­ный на со­вре­мен­ной фо­то­гра­фии ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник конца XVIII  — на­ча­ла XIX в.  — это:

1) музей-усадь­ба И. Ре­пи­на в Здравнёво;
2) дом-усадь­ба Вань­ко­ви­чей в Мин­ске;
3) дво­рец Ру­мян­це­вых-Пас­ке­ви­чей в Го­ме­ле;
4) зда­ние банка в Ви­теб­ске.
31.  
i

Пред­став­лен­ный на со­вре­мен­ной фо­то­гра­фии ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник на­ча­ла XX в.  — это:

1) Свято-Вос­кре­сен­ский собор в Бо­ри­со­ве
2) ко­стел Свя­тых Си­мео­на и Елены в Мин­ске
3) ко­стел Пре­свя­той Тро­и­цы в Вид­зах
4) го­род­ская ра­ту­ша в Мин­ске
32.  
i

Пред­став­лен­ный на со­вре­мен­ной фо­то­гра­фии ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник XIX в.  — это:

1) собор Свя­то­го Иоси­фа в Мо­ги­ле­ве
2) музей-усадь­ба И. Ре­пи­на в Здравнёво
3) ко­стел Свя­то­го Роха в Мин­ске
4) Свято-Вос­кре­сен­ский собор в Бо­ри­со­ве
33.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  участ­ник вос­ста­ния 1830—1831 гг., в 1833 г. со­здал пар­ти­зан­ский отряд в ос­нов­ном из кре­стьян соб­ствен­ной де­рев­ни для борь­бы про­тив рос­сий­ских вла­стей

Б)  ру­ко­во­ди­тель Ли­тов­ско­го про­вин­ци­аль­но­го ко­ми­те­та с 1862 г., сто­рон­ник кре­стьян­ской ре­во­лю­ции

В)  один из пер­вых со­би­ра­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей бе­ло­рус­ско­го фольк­ло­ра, издал 6 фольк­лор­ных пе­сен­ных сбор­ни­ков, член тай­но­го Об­ще­ства фи­ло­ма­тов

ФА­МИ­ЛИЯ

1)   В. Сы­ро­ком­ля

2)  М. Во­ло­вич

3)  К. Ка­ли­нов­ский

4)  Я. Чечот

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  про­фес­сор Ви­лен­ско­го уни­вер­си­те­та, от­стра­нен­ный от ра­бо­ты за под­держ­ку тай­ных сту­ден­че­ских об­ществ, ру­ко­во­ди­тель де­мо­кра­ти­че­ско­го те­че­ния в вос­ста­нии 1830—1831 гг.

Б)  сту­дент Ви­лен­ской ме­ди­ко-хи­рур­ги­че­ской ака­де­мии, ру­ко­во­ди­тель со­здан­но­го в 1836 г. «Де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства»

В)  ру­ко­во­ди­тель Ли­тов­ско­го про­вин­ци­аль­но­го ко­ми­те­та с 1862 г., сто­рон­ник кре­стьян­ской ре­во­лю­ции

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  К. Ка­ли­нов­ский

2)  М. Ко­я­ло­вич

3)  И. Ле­ле­вель

4)  Ф. Савич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.

35.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уро­же­нец Но­во­груд­чи­ны. Участ­ник Об­ще­ства фи­ло­ма­тов и вос­ста­ния 1830—1831 гг., после по­дав­ле­ния ко­то­ро­го вы­ехал за гра­ни­цу. С 1838 г. жил в Чили, где ор­га­ни­зо­вал изу­че­ние гео­ло­гии и ми­не­ра­ло­гии. Рек­тор уни­вер­си­те­та в Сантья­го. На­ци­о­наль­ный герой Чили.

36.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей бе­ло­рус­ской ис­то­рии, уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства и языка. Пы­тал­ся со­здать сло­варь и грам­ма­ти­ку бе­ло­рус­ско­го языка. Автор очер­ков «Пу­те­ше­ствие по По­ле­сью и бе­ло­рус­ско­му краю».

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ар­хи­тек­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, изоб­ра­жен­ны­ми на ил­лю­стра­ци­ях, и сти­ля­ми, в ко­то­рых они со­зда­ны. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А1Б4В2.

 

А

Б

В

 

1)  не­ого­ти­ка;                        2) псев­до­рус­ский;                        3)клас­си­цизм;                        4) мо­дерн.

38.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где раз­ме­ща­лось выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние, за­кры­тое за уча­стие сту­ден­тов и уча­щих­ся в вос­ста­нии 1863—1864 гг.

39.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где в 1839 г. на цер­ков­ном со­бо­ре со­сто­я­лось при­со­еди­не­ние уни­ат­ской церк­ви к Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си.

40.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где де­каб­рист Н. Му­ра­вьев со­ста­вил пер­вый ва­ри­ант рос­сий­ской кон­сти­ту­ции.

41.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков новой бе­ло­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Писал по-бе­ло­рус­ски и по-поль­ски. Автор про­из­ве­де­ния «Шлях­тич За­валь­ня, или Бе­ла­русь в фан­та­сти­че­ских рас­ска­зах», из­дан­но­го в 1844—1846 гг.

42.  
i

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

 

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В пер­вой по­ло­ви­не XIX в. си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния на бе­ло­рус­ских зем­лях имела А)___________ ха­рак­тер. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние су­ще­ство­ва­ло толь­ко для детей Б)___________. В пе­ри­од после по­дав­ле­ния вос­ста­ния 1830–1831 гг. про­изо­шел пе­ре­вод обу­че­ния с В)___________на рус­ский язык

 

1)  дво­ря­не

2)  кре­стья­не

3)  со­слов­ный

4)  бес­со­слов­ный

5)  бе­ло­рус­ский

6)  поль­ский

43.  
i

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

 

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

Пер­вым клас­си­ком новой бе­ло­рус­ской ли­те­ра­ту­ры стал уро­же­нец Боб­руй­щи­ны шлях­тич В. Дунин-Мар­цин­ке­вич. В своих сти­хо­твор­ных по­ве­стях и рас­ска­зах он по­ка­зал А)__________ . Наи­бо­лее из­вест­ным его про­из­ве­де­ни­ем яв­ля­ет­ся ко­ме­дия-опера Б)___________, му­зы­ку к ко­то­рой на­пи­сал В)___________

 

1)  кар­ти­ны сель­ской жизни

2)  со­бы­тия войны 1812 г.

3)  «Идил­лия»

4)  «Пав­лин­ка»

5)  С. Мо­нюш­ко

6)  И. Буй­ниц­кий

44.  
i

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, автор по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков «Дудка бе­ло­рус­ская» и «Смык бе­ло­рус­ский»  — это

1) Я. Лу­чи­на;
2) Я. Колас;
3) Я. Ку­па­ла;
4) Ф. Бо­гу­ше­вич;
5) М. Бог­да­но­вич.